Лаковая миниатюра Палех
Остерегайтесь подделок! Изделия с ручной росписью Палех, выполненные по традиционной технологии лаковой миниатюрной живописи не могут стоить дешево!
Сейчас в интернет пространстве немало недобросовестных "производителей" позиционируют себя как палехские рукописные мастерские, но на самом деле таковыми не являются. Из-за доровизны расходных материалов (сусальное золото, темперные краски, кисточки, заготовки для росписи, оплата работы художников, лак, оплата работы полировщиков) некоторые "производители" при изготовлении своих изделий используют печатные наклейки изображений с оригинальных работ, наносят несколько штрихов краски, иногда орнамент золотом и покрывают их лаком, тем самым значительно снижая себестоимость изделия и упрощая себе работу. После продают эти изделия как ручную работу по низким ценам. Это является грубейшим нарушением технологии традиционной росписи Палех и вводит покупателей в заблуждение.
На наших производствах процесс росписи максимально прозрачен. Заказчики в любой момент могут ознакомиться с процессом выполнения работы по росписи на любом этапе производства и убедиться, что роспись выполняется исключительно вручную!
Сувенирные изделия украшенные лаковой миниатюрной живописью (шкатулки, ларцы, пасхальные яйца, сувениры), покупают и ценят во всем мире те, кто понимает и уважает настоящее народное искусство.
Эти сувениры так и называются - Палех. Сейчас, приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народных сказок и былин, многие уже знают, что, собственно, означает слово Палех.
Палех - небольшое село (в настоящее время поселок городского типа) в Ивановской области. Дореволюционная история Палеха связана с иконописанием. В иконописных мастерских, которых насчитывалось не более 20 единиц, писали свои работы замечательные талантливые иконописцы.
Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII - начале XIX века.
Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ - иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.
Именно высокое мастерство палехских художников, их бережное отношение к древней живописной традиции, понимание красоты и выразительности художественного языка древнерусской живописи предопределили могучий взлет искусства Палеха еще в советское время.
Однако после Октябрьской революции 1917 года в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика - российской православной церкви, так как при советской власти вера и церковь претерпевали гонения.
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла свои коррективы в творчество художников Палех и вдохновила их на новые творческие поиски и открытия.
Палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 года в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.
С 1918 года в Палехе начинает действовать художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.
С этого времени на палехских миниатюрах начинают появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев гражданской войны и новое советское общество. Однако даже эти сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.
На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 году работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.
На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – яичную темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 года палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше и других изделиях, выполненных для Кустарного музея.
Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, ларцы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.
Роспись шкатулки идёт в несколько этапов.
- Эта первый: Чтобы нанести рисунок художник зачищает поверхность для работы (делая её матовой при помощи пемзы).
- Этап второй: Наносит тонкой кистью рисунок. Рисунок наносится белой темперой.
- Этап третий: Делаем белильную подготовку.
- Этап четвертый: Роскрашь шкатулки в цвете, пропись элементов (деревьев, людей, домов...), наметка светотени на одежде фигур, пропись ликов и плавь на ликах.
- Этап пятый: Покрытие изделия лаком в 3-4 слоя. обработка поверхности пемзой, подготавливая тем самым шкатулку к росписи золотом.
- Этап шестой: Палехская шкатулка обязательно расписана сусальным золотом. Кузовок расписан широким орнаментом, на крышке шкатулки исполняется витиеватый орнамент и роспись элементов шкатулки золотом на одежде складки заполняются пробелом или орнаментом, на деревьях появляются сказочные листья. Вода расписывается белым золотом ( в Палехе роспись воды ласково называют "барашки"). На горках пишут золотые травинки и цветочки, если пейзаж зимний ставят снег маленькими точками.
Золото на шкатулке должно светиться. Этого эффекта на шкатулке палехские мастера добиваются тем что полируют золото зубом волка (сейчас заменяют агатовыми зубками). - Заключительный этап: Изделие покрывается лаком в 6 слоев, иногда в 8-10. Если художник "высоко" написал краской, слои наносят так, чтобы не повредить живопись. Лак применяют ПФ283(S4)/. Он легко поддается полировке и не трескается со временем. После этого мастер полирует изделие мелкой пемзой и пастой Гойя или пигментом окиси хрома. В конце полировки работу натирают машинным маслом. Шкатулка из Палеха всегда залита лаком т.е. полирована до эффекта зеркального стола.
Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы художники изготавливают самостоятельно, очень тонкие, исключительно из беличьего меха.
Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы светящимися изнутри. Используется прописывание сусальным золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.
Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.
Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, заботливо взращивая новые поколения талантливых художников.
С 1928 года до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем, где срок обучения колебался от четырех до пяти лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.
Так как же проверить шкатулку Палех на подлинность?
Каждому ценителю лаковой миниатюры хочется иметь у себя в коллекции палехскую шкатулочку. Чтобы отличить Палехскую шкатулку от других подделок что вам попадаются в салонах по всему миру нужно быть очень внимательным и осторожным.
- Во первых: откройте обратите внимание на цвет изделия снаружи шкатулочка должна быть черного цвета, внутри красного, иногда бордового.
- Во вторых: откройте крышечку шкатулки и закройте её должен издаться глухой звук полуфабриката, а не звонкий. Если вы услышали глухой звук значит вам очень повезло ваша шкатулка выполненная по старым Палехским традициям из папье-маше вареном в льняном масле, а если вы уловите тонкий запах льняного масла вам повезло вдвойне.
- В третьих: обратите внимание на живопись. Проведите по ней рукой или посмотрите на выбранную работу на уровне глаз с боку на писаной шкатулке будут выделяться маленькие бугорки. Так как художник миниатюрист пишет свою работу темперными красками створенными на яичной эмульсии, он методом приплавок на живописи выполняет свою работу краски ложится где то больше где то меньше из-за этого и получаются небольшие бугорки. Если это наклейка под лаком вы не увидите бугорков , но сбоку разглядывая шкатулку вы если приглядитесь увидите краешки приклеенной открытки ( в технике декупаж).
- В четвёртых: на Палехской шкатулке поле росписи на крышке делится на три части. Первая часть земля и вода; вторая часть деревья, горки архитектура, третья часть небо. Это позволяет работе дышать.
Наша компания сотрудничает с художниками Палех, выпускниками Палехского художественного училища, без посредников. Каждое изделие сопровождается сертификатом соответствия, где указана информация о художнике, писавшем работу, и подтверждение его квалификации.
В нашем интернет-магазине Вы купите только оригинальные изделия Палехских и Холуйских художников! Мы предлагаем купить визитницы, пеналы, ларцы, таблетницы, компьютерные мышки, шкатулки, бизнес-сувениры, ручки Parker и другие изделия с настоящей росписью Палех и Холуй.
Некоторые из работ, представлены в нашем шоуруме в Москве, посетив который вы сможете по достоинству оценить качество и красоту изделий в жанре лаковой миниатюрной живописи!