Лаковая миниатюра Палех

Сувенирные изделия украшенные лаковой миниатюрной живописью (шкатулки, ларцы, пасхальные яйца, сувениры), покупают и ценят во всем мире те, кто понимает и уважает настоящее народное искусство.

Эти сувениры так и называются - Палех. Сейчас, приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народных сказок и былин, многие уже знают, что, собственно, означает слово Палех.

Палех - небольшое село (в настоящее время поселок городского типа) в Ивановской области. Дореволюционная история Палеха связана с иконописанием. В иконописных мастерских, которых насчитывалось не более 20 единиц, писали свои работы замечательные талантливые иконописцы.

Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII - начале XIX века.

Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ - иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.

Именно высокое мастерство палехских художников, их бережное отношение к древней живописной традиции, понимание красоты и выразительности художественного языка древнерусской живописи предопределили могучий взлет искусства Палеха еще в советское время.

Однако после Октябрьской революции 1917 года в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика - российской православной церкви, так как при советской власти вера и церковь претерпевали гонения.

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла свои коррективы в творчество художников Палех и вдохновила их на новые творческие поиски и открытия.

Палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 года в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.

С 1918 года в Палехе начинает действовать художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.

С этого времени на палехских миниатюрах начинают появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев гражданской войны и новое советское общество. Однако даже эти сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.

На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 году работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.

На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – яичную темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 года палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше и других изделиях, выполненных для Кустарного музея.

Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, ларцы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.

Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают исключительно из беличьего меха.

Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы светящимися изнутри. Используется прописывание сусальным золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.

Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.

Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, заботливо взращивая новые поколения талантливых художников.

С 1928 года до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем, где срок обучения колебался от четырех до пяти лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.

Наша компания сотрудничает с художниками Палех, выпускниками Палехского художественного училища, без посредников. Каждое изделие сопровождается сертификатом соответствия и паспортом, где указана информация о художнике, писавшем работу, и подтверждение его квалификации.

В нашем интернет-магазине Вы купите только оригинальные изделия Палех! Мы предлагаем купить визитницы,  пеналы, ларцы, таблетницы, компьютерные мышки, шкатулки, бизнес-сувениры, ручки Parker и дугие изделия с настоящей росписью Палех.

Некоторые из работ, представлены в нашем шоуруме в Москве, посетив который вы сможете по достоинству оценить качество и красоту изделий Палех!