В некоторых фирмах принято вручать сотрудникам подарки по особым поводам. Эта практика становится все популярнее. Люди старшего поколения и начинающие бизнесмены часто не понимают смысл корпоративных подарков, упуская немало интересных возможностей. Правильно подобранный презент способен изменить обстановку в коллективе.
Немного о корпоративной культуре
В любой компании работают люди. Банально, но человеческий фактор часто выпадает из внимания руководителей. Сотрудники могут не нравиться друг другу, враждовать из-за каких-либо убеждений, даже саботировать рабочий процесс из ощущения неприязни. Психологический климат в коллективе напрямую сказывается на продуктивности.
Понятно, что команду надо мотивировать и направлять. Разговоры «мы одна семья» никогда не помогают. Люди приходят не за пустыми обещаниями, а за совершенно конкретными вещами:
- хорошей зарплатой;
- достойными условиями труда;
- возможностью карьерного и профессионального роста.
Соблюдение трудового кодекса, адекватный график работы и сверхурочные намного эффективнее тренингов. Деловые подарочные наборы тоже вносят свой вклад.
Функции подарков
Людям важно получать обратную связь: это мотивирует. Если единственный ответ на выполненную работу — еще больше дел, возникает ощущение, что время проходит зря. Если же сотрудники получают поток критики и штрафов, о добросовестном выполнении обязанностей можно забыть.
Подарки — это положительное подкрепление. Стимул, который заставляет двигаться дальше. Отмечая достижения сотрудников, вы мотивируете их работать лучше и качественнее. Разделяя с подчиненными важные даты — дни рождения, государственные праздники, годовщины — уменьшаете дистанцию между руководителями и исполнителями. Это не означает, что придется разрушить установившуюся иерархию. Наоборот, подарочные наборы с ручками, визитницами, ежедневниками — хороший способ укрепить авторитет. Ими вы показываете:
- свое отношение к сотрудникам;
- заинтересованность в них;
- удовлетворение качеством их работы, этикой поведения в коллективе;
- стабильность положения дел в компании (средств на подарки достаточно, значит, до банкротства еще далеко).
Обычно вручение презентов — небольшое мероприятие. Менее формальная, чем обычно, обстановка объединяет сотрудников, и отношения в коллективе становятся прочнее. Между коллегами даже может возникнуть дружба.
Есть момент, который даже практикующие вручение подарков нередко упускают. Презенты — отличная возможность продвигать ценности компании. Если подарки соответствуют идеологии фирмы и ее духу, это оказывает влияние на коллектив. Пользуясь вещами, люди будут ассоциировать организацию с чем-то хорошим. Брендирование и следование корпоративному стилю работает еще лучше, но важно не переборщить. Неумение подбирать подарки можно свести положительный эффект на нет.
Как подбирать подарки
Стоит пройтись по списку самых распространенных ошибок:
- Слишком дешевые вещи. Сотрудник ожидает подарок — и получает самые дешевые авторучки или плохо брендированный календарик. Доверие к корпорации сразу падает: человек видит, во сколько на самом деле оценивают его труд.
- Слишком дорогие презенты. Они поставят в неловкое положение — окажется, что сотрудник как бы должен.
- Подарок — живое существо. Растение или животное требуют ухода и заботы, приобретать их надо осознанно. Поскольку от корпоративного презента не откажешься, они станут обузой.
- На подарке есть символика другой компании. Комментарии излишни — презент корпоративный, вручать его надо от лица собственной фирмы.
Если подарок подобран правильно (хороший вариант — деловые наборы с визитницами), он произведет нужный эффект и окажет положительное влияние на коллектив. В противном случае недовольство компанией только вырастет. Презенты воспримут как лицемерную попытку понравиться от человека, который на самом деле теплого отношения лишен. Едва ли не хуже подарки, вызывающие чувство неловкости. Необходимо следовать основным правилам подбора:
- Вещь должна быть практичной, полезной, функциональной. Дарить обычный декор не стоит, хотя грамота или памятная табличка — достаточно неплохое решение. Правильный корпоративный подарок полезен для работы и часто используется.
- Она должна соответствовать ценностям фирмы и ее духу. Если руководство IT-компании дарит подчиненным иконы для автомобилей, это будет воспринято с подозрением. Флешка или красивая компьютерная мышь окажутся намного уместнее.
- Подарок должен вызывать положительные впечатления. Красивая, качественная и обязательно новая вещь — хороший презент. Идеально, если предмет выглядит солидно, подчеркивает профессиональные достижения сотрудника или его положение в иерархии компании.
- Правильный корпоративный подарок отличается от типовой продукции. Он не просто ассоциируется с компанией, но и притягивает взгляд. Письменная принадлежность с логотипом бренда — это банально, коллекционные ручки с ручной росписью Палех, Холуй намного интереснее. Вещь должна запоминаться.
Нельзя дарить слишком личные предметы: нижнее белье, уходовые средства (шампуни, гели для душа, пены для бритья), духи, биологически активные добавки, абонементы в спортзал и подобные предметы. Вещи такого типа дарят лишь самым близким. Исключение — если ваша компания специализируется на этой продукции.
Как дарить
Чтобы подарок произвел правильное впечатление, вручать его тоже надо в соответствии с деловым этикетом. Делается это по предварительному согласованию с сотрудниками. Вручение — немного торжественное мероприятие, присутствовать должны все, и совместить его с корпоративом — хорошая мысль. Помните, что событие не должно занимать личное время сотрудников или мешать их работе.
Нельзя дарить подарки ежедневно: их не будут ценить. Слишком редко вручать тоже не стоит. Хорошие поводы для подарка:
- выдающееся личное достижение — был заключен контракт на большую сумму, например;
- награда сотруднику месяца;
- день рождения подчиненного;
- государственный, национальный, профессиональный праздник — Новый год, День Конституции, День юриста;
- юбилей компании.
Подарки надо красиво упаковать. Необходимо произнести небольшую речь — объяснить, за какие заслуги происходит вручение. Говорить нужно уважительно, без панибратства и лести. В этом случае подарок точно понравится.
Пожелание: Если вы сомневаетесь насчет эффективности подарков, проведите небольшой тест: вручайте их полгода и посмотрите на результат. Вы увидите, насколько продуктивнее станет компания. Наборы с визитницами — хорошее решение для первых презентов.